Т. ФАДЕЕВ

НЕ БОЯТЬСЯ ДЕЛА

Рассказ

Перевел В. Муравьев
Рисунки А. Мошева


        Коля Кунаев учится в шестом классе. Учится он плохо, перебивается с тройки на двойку, и особенно не любит уроков труда. Когда учитель труда Сергей Иванович дает ему задание, Коля говорит: «Я не умею» — и ничего не делает.
        Неизвестно, сколько бы так продолжалось, если бы не один случай.
        В пятницу Коля сбежал с урока труда и пошел кататься по льду, не жалея подметок. Мороз был крепкий, скоро у Коли замерзли ноги. Он забежал в школу погреться, зная, что уроки уже кончились и в классе в это время никого нет. Но в классе был Миша Матвеев. Он стоял у окна и пальцем что-то рисовал на запотевшем стекле.
        — Ты что, забыл чего? — спросил Миша.
        — Ноги замерзли. Давай в ляпу поиграем.
        Они стали бегать по классу, поднимая пыль, пока ноги у Коли не отошли.
        Тогда он взял учительский табурет, поставил его на одну ножку и, усевшись на него, стал крутиться, словно циркач, но потерял равновесие и вместе с табуретом грохнулся на пол. Ножка у табурета треснула, тут в класс вошла учительница. Она посмотрела на Колю, на сломанный табурет и строго сказала:
        — Завтра чтобы починил. Не починишь — купишь новый.
        Учительница ушла. Коля прислонил табурет к ножке стола и вышел из класса, мрачно размышляя:
        «Легко сказать — «купишь новый»! А на какие деньги? И так в кино раз в неделю хожу».
        Дома Коля сел за геометрию. Понадобилось ему достать из стола циркуль. Ящик стола давно уже не выдвигался как полагается и, чтобы достать что-нибудь из него, надо было снимать столешницу. Она была старая и от протирания песком стала совсем тонкой. Коля, как всегда, поднял столешницу, но она выскользнула у него из рук, упала на пол и раскололась пополам. Коля растерялся, стал думать, как скрепить половинки, но так ничего и не придумал, а просто положил их на место и покрыл клеенкой.
        Вечером пришла учительница и пожаловалась матери на Колю. Чтобы не слышать ругани матери, Коля рано лег спать, а утром пораньше встал, надеясь незаметно ускользнуть из дому. Но мать заметила его, поставила на стол тарелку супа и сказала не очень ласково:
        — Садись ешь.
        Нечего делать, пришлось Коле садиться за стол. Только он облокотился, как столешница подпрыгнула и вместе с тарелкой полетела на пол. Тарелка разбилась вдребезги, жирный суп вылился на Колины штаны.
        Глянула мать на Колю и все поняла.
        — Мало, видать, я тебя учила.
        Она сняла со стены ремень и несколько раз огрела им сына по спине. Потом подала ему пальтишко, сунула в руки половинки столешницы и сказала:
        — Пока не починишь, домой не являйся! — А вслед крикнула: — И чтоб табурет был починен!
        После уроков все разошлись по домам, а Коля нехотя поплелся в мастерскую.
        — Что-нибудь натворил? — не очень приветливо встретил его Сергей Иванович.
        Коля показал ему сломанную столешницу и табурет, учитель покачал головой и сказал:
        — Ну что ж, берись за дело. Сумел сломать, сумей и починить.
        Он дал Коле инструменты и отошел от него. Коля принялся за табурет. Отпилил брусок для ножки, долго строгал, но ножка вышла кривая; бросил ее Коля, взял другой брусок и опять испортил. И так несколько раз: ножка выходила то кривая, то тонкая, то короткая. Коля вспотел, на руках у него вздулись мозоли, спина заболела от усталости, а ножка все не получалась.
        — Ну что, мастер, скоро ли будет готово? — спросил Сергей Иванович. — Я ведь по твоей милости еще не обедал.
        Коля стоял весь красный.
        — Не выходит, что ли?
        — Не выходит.
        — Вот видишь, сломал ты за одну минуту, а починить не смог и за час. Нехорошо! Сам ничего не умеешь делать и чужой труд не бережешь! Смотри. — Сергей Иванович сам принялся за табурет.
        Коля смотрел и удивлялся, как легко и ровно берет в руках учителя шерхебель, который у Коли еле двигался по доске. А фуганок режет так тонко и гладко, будто утюгом гладит. Каждую деталь Сергей Иванович измерял несколько раз, чертил по угольнику, доски у него получались прямые, одинаковой длины и толщины. Через полчаса все было готово. И табурет был починен, и столешница склеена. Сергей Иванович поставил ее поближе к печке, чтобы скорее высох столярный клей.
        Домой Коля шел весело. Он твердо решил, что отныне будет учиться все делать сам.
        На другой день Коля первым пришел в мастерскую на урок труда и сказал:
        — Сергей Иванович, дайте мне работу.
        — Что же ты хочешь сегодня делать?
        Коля ответил:
        — Я ничего не умею, но буду учиться.



        У11. У нас на Иньве: Легенды, рассказы и повести коми-пермяцких писателей / Пер. с коми-пермяцкого; Сост. В. Климов; Рис. А. Мошева. — Москва.: Дет. лит., 1981. — 224 с., ил. — Для среднего и старшего возраста.
        Тираж 100 000 экз. Цена 50 коп.
        Сборник знакомит с творчеством коми-пермяцких писателей разных поколений.
        ИБ № 4407
        Ответственный редактор Э. О. Умеров. Художественный редактор Т. М. Токарева. Технический редактор Г. Г. Рыжкова. Корректоры И. В. Козлова и М. Ю. Мерперт.


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 21.06.2003
        О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/